Психологический центр Оптимист

Песочная терапия как способ преодоления агрессивности

Из опыта работы Анны Сабунаевой

Классная руководительница 7-го класса привела ко мне Сашу, жалуясь на его агрессивное поведение. И рассказала о том, что в ее классе сложилась группа из трех подростков, которые с помощью постоянных драк, оскорблений и насмешек пытались установить режим полного подчинения. Другие дети их боятся. Саша – член этой группы. Ее лидер - Вася, которого воспитывает властная бабушка ( его мама умерла в раннем детстве, а папу он никогда не видел). Работать с лидером не представлялось никакой возможности из-за полного отказа бабушки на такое вторжение в личную жизнь подростка. Мама Саши, напротив, была чрезмерно озабочена поведением сына и согласилась на помощь психолога.
Саша жил один с мамой, а папа давно ушел из семьи. Когда наступает кризис подросткового возраста, ребенку очень важно иметь значимого взрослого, который служил бы образцом для подражания. Чаще всего это отец, дедушка или старший брат. Отсутствие значимого взрослого в семье, с которым можно было себя идентифицировать, привело к поиску сильной личности вне семьи. Такой личностью для подростка стал асоциальный лидер класса Вася, который представлялся ему воплощением мужественности.
На первой сессии подростку было предложено построить на песке свой мир. Подробнее о песочной терапии см. здесь

свой мир, построенный на песке

Построив композицию, Саша сказал: «Мораль – в животном мире выживает сильнейший!»
Таким образом, подросток декларировал одну из своих главных жизненных ценностей: превосходство физической силы.
Когда я спросила Сашу, с кем он идентифицирует себя, он назвал Змею и Паука. Я попросила его разыграть небольшой диалог: «Надели Змею своим голосом, что бы Змея сказала Льву, что бы Лев ответил Змее?»
Диалог Змеи и Льва.
Змея – лев, лев, каждый твой друг может превратиться в врага. То есть даже я могу быть твоим другом и в какой-то момент предать тебя, убить, отравить своим ядом.
Лев – змея, ты мне не страшна и я не боюсь тебя, я буду готов к твоему нападению.
Змея – хорошо. Можешь быть готов. Но нападение может быть неожиданным.
Лев – я убью тебя первым, и ты не успеешь отравить меня своим ядом, потому что у меня реакция быстрее, чем у тебя.
Я спросила, есть ли в этой ситуации что-то, что напоминает подростку реальную жизнь?
Саша – Да. Это, ну вы знаете его… ( Саша имел в виду агрессивного лидера Васю, который в песочной композиции был представлен в виде Льва)
Дальше подросток рассказал историю про то, как недавно его одноклассники решили защитить от нападок агрессивной группировки одного слабого мальчика. Подросток с горечью говорил о том, что, оказавшись в ситуации, когда сверстники вдруг оказали организованное сопротивление и напали на него, Вася предал его и не стал защищать.
Из этого рассказа стало понятно, что диалог в символической форме отражает сложные, противоречивые чувства к асоциальному лидеру. С одной стороны подросток восхищается силой «Льва», с другой стороны испытывает по отношению к нему гнев и разочарование.
Обратив внимание на других героев, я попросила у Сашу придумать маленький диалог между пауком и ящерицей.
мир в песочной терапии
Диалог Ящерицы и Паука
Ящерица – ты меня не убьешь? Потому что я знаю, что ты поджидаешь момента, чтобы прыснуть своим ядом.
Паук – я тебя не трону, можешь проходить, я не наброшусь на тебя (обман)
Ящерица – я тебе не верю. Ты меня подманиваешь и в нужный момент набросишься на меня.
Паук – можешь не верить мне. Но я говорю правду.
Ящерица – ну ладно. Я тебе поверю. Но ты смотри, не набросься на меня.
Паук – Она спокойно проползла, но паучок ее не тронул. …(пауза) Мне кажется, он наоборот, ХОТЕЛ С НЕЙ ПОДРУЖИТЬСЯ…
Психолог – и что он для этого сделал?
Саша– сдержал себя…
Психолог – А мораль этой истории?
Саша – НАУЧИСЬ СДЕРЖИВАТЬ ЗЛЫЕ ЧУВСТВА!
Психолог – этот паучок, часть тебя самого, которой трудно сдержать злость?
Саша – Да.
Психолог – Что бы Птица сказала Пауку?
Диалог Птицы с Пауком
Птица – палка о двух концах: ты кого-нибудь ударишь, и тебя кто-нибудь ударит
.
Паук – это никогда не случится и никто не сможет ударить меня!
Птица – посмотрим. Ты не сможешь всегда быть таким изворотливым.
Паук – Ты говоришь правду, и в какой-то момент меня могут ударить.
Птица – если ты будешь сдерживать злость, ты ПРИОБРЕТЕШЬ МНОГО ДРУЗЕЙ.
Паучок – я с тобой согласен, я попробую сдерживать свою злость, свой яд…
На протяжении всего сеанса выражение лица ребенка менялось в соответствии с тем, как менялись его ментальные установки. На лице подростка то и дело возникало удивление от слов, которые он произносил сам. Как будто ему впервые открылся доступ к внутренней мудрости.
В ходе сеанса подросток несколько раз переживал состояние инсайта, которое привело к глубокой трансформации ценностей. Сознательная психологическая установка «В мире побеждает сильнейший», в которой превосходство физической силы считалось главным условием успеха, постепенно трансформировалась в мнение о том, что дружба – есть большая ценность.
Подросток стал понимать, что построению комфортных отношений со сверстниками мешала агрессия, неумение сдерживать ЗЛЫЕ чувства. Осознание глубоко спрятанной потребности в дружеских отношениях привело к осмыслению того, что нужно научиться управлять своей злостью. «Если ты будешь сдерживать злость, ты приобретешь много друзей» – говорит Птица Пауку, который символизирует внутреннюю агрессию.
Песочная композиция, в которой подросток смог увидеть себя и своего кумира со стороны, помогла ему осознать, что «дружеские» отношения с агрессивным лидером – не есть дружба. Это скорее временный союз двух агрессоров, основанный на стремлении к физическому превосходству над сверстниками. Делает ли это его счастливым? Нет. Псевдодружба не дает ребенку того ощущения психологического комфорта и защищенности, которые дает подлинная дружба.
В конце я предложила Саше нарисовать свою злость. Подросток нарисовал две линии черную и красную – злость и доброту. Я попросила его назвать рисунок. Он сказал « ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!»
Финальная фраза «Добро побеждает зло» кому-то может показаться банальной. Однако, для ребенка, который привык жить агрессивными импульсами, поиск внутренней доброты, которая все это время в нем жила, помогла ему придти к важному для него осознанию, что надо научиться укрощать спонтанно возникающую злость, что доброта – это не проявление слабости, а признак подлинной внутренней силы.
Мы провели еще несколько сеансов, в ходе которых подросток учился выражать свои агрессивные импульсы более приемлемым способом. Агрессивность постепенно сошла на нет.