Психологический центр Оптимист

Песочная терапия как способ адаптации к новой школе

Из опыта работы Анны Сабунаевой

Учительница русского языка обратилась ко мне с просьбой посмотреть, что происходит с пятиклассником Сергеем, который почти ничего не воспринимает из того, что ему говорят, и получает одни двойки. Папа мальчика добавил, что у его сына болезнь глаз, и если он нервничает, то почти ничего не видит из того, что пишут на доске. Кроме того, у мальчика проблемы с концентрацией внимания и ему трудно сосредоточиться. С выстраиванием отношений у него тоже серьезные проблемы. В общем если ситуацию не исправить, то ученик вряд ли сможет учиться в Лицее.
Хочется заметить, что переход из обычной школы, где ребенок чувствовал себя звездой, в престижный Лицей, где все дети – звезды, самый настоящий стресс для многих детей. Только одни ученики довольно быстро адаптируются, а для других – это мучительный процесс.
После серьезного разговора с папой о том, как лучше помогать ребенку, мы приступили к занятиям. Часть времени Сергей тренировал внимание с помощью компьютерных игр и упражнений, а часть придумывал сюжеты для песочных композиций. На их основе мы снимали фильмы. Каждая серия — это отражение переживаний ребенка, где главный герой – Сова символизирует Лицеиста, ведь мудрая сова — символ Лицея 239.

1 и 2 глава «Затерянный город»

Сюжет Затерянный город

Краткое содержание

Умный Матрос встал утром, почистил зубы и пошел в ФМЛ (физико-математический лицей) пообщаться со своим другом – Совой. Он поднялся к Сове во флигель и подарил ей камень (позже оказалось, что этот камень волшебный!). На вопрос, зачем ей камень, он ответил, что если вставить его в штурвал, то КОРАБЛЬ МОЖЕТ ПОВЕРНУТЬ НАПРАВО, НАЛЕВО И ДАЖЕ НА 180 ГРАДУСОВ.Матрос вставил камешек в штурвал. И вдруг все вокруг закрутилось, завертелось!... И они попали в другой мир, где было очень много кораблей. Там они обнаружили доброго крокодила, который был в спячке несколько тысяч лет. Только волшебный камень куда-то задевался…
Комментарий
Фильм показывает, что Сергей находится в тисках противоречивых чувств и желаний. Одна часть личности хочет учиться в Лицее, другая – сомневается, не стоит ли вернуться в старый уютный мир, где все было так привычно. Скорее всего, первую часть личности символизирует ученица Сова, вторую – Матрос, ведь он дает Сове волшебный камень, с помощью которого отсюда всегда можно уплыть. Он даже говорит Сове: « КОРАБЛЬ МОЖЕТ ПОВЕРНУТЬ НАПРАВО, НАЛЕВО И ДАЖЕ НА 180 ГРАДУСОВ».
Желание поскорее куда-нибудь удрать из этого тревожного мира, похоже торжествует. Силой воображения с помощью волшебного камня герои попадают в другой мир…

3 глава «Волшебный оазис»

Краткое содержание

Арт-терапия песком - сюжет Волшебный оазис

Сова, Матрос и крокодил оказываются в мире, которое они назвали «Оазис». Это было странное место.Например, был дуб с золотой цепью, но не было кота. Здесь им встретились Царь Лев и Царица Тигрица.
Лев: Что вы здесь делаете?
Матрос: Мы сами не знаем…
Лев был поражен такой наглостью, он привык, что все ему подчиняются.
В это время Крокодил задремал на камешке (хотя не положено, но спать хочется).
Матрос рассказал хищникам о своих приключениях, и они решили дальше пойти вместе. К ним присоединились копытные звери – корова, жираф и лошадь. Теперь в компании целая куча членов.
Комментарий
Отношения в подростковых группах часто складываются по принципу иерархии — лидеры, «предпочитаемые», «пренебрегаемые», изолированные и отвергаемые. И если не удается стать лидером в силу психологических особенностей, очень важно заручиться поддержкой авторитетных подростков. Так же важно стать частью группы — не изолированным, не отвергаемым. Потребность в группировании со сверстниками — одна из ведущих потребностей подростков. Способность быть принятым одноклассниками — ключ к психологическому выживанию.
Главная тема 3 серии — это выстраивание отношений с разными героями — Царями зверей и другими животными. Понятно, что Сергея очень волнует, сможет ли он завоевать расположение ребят в классе. Ведь раньше у него не очень-то получалось

4 глава «Каменные души»

Краткое содержание

Повелитель камней

Изначально животных было очень много. Но потом Лев захотел опять в саванну, Лошадь убежала на обед. И вся эта куча животных потихоньку разбежалась. Теперь здесь только камни. Был здесь и Повелитель Камней.
Сова: Говорят, раньше вы были человеком?
Повелитель Камней: Да, я попал сюда с помощью волшебного желудя. Так как жизнь моя как человека была трудная, я решил не возвращаться. А здесь, стоит только захотеть, и можно превратиться во что угодно.
Матрос: О, раз здесь много камней, то и волшебный камень здесь?
Повелитель Камней: Камней здесь много, но волшебного камня нет.
Матрос и Сова долго расспрашивали разные камни про волшебный камень, но никто не знал, где он. Когда они покинули каменную страну, оказалось, что волшебный камень лежал под песком, там, где они недавно были.
Комментарий
История с камнями явно отражает состояние ребенка. Потребность быть принятым в компанию сверстников и (что немаловажно!) лидерами пока не реализуется, ведь все звери постепенно разбежались. Похоже, подросток чувствует себя в классе, как в каменной бездушной пустыне… Хотя, оказывается, у камней тоже есть душа. А Повелитель камней даже когда-то был человеком. Он спрятался под каменное обличье из-за того, что жизнь его как человека была трудная, а здесь он может превратиться в кого угодно. Однако наши герои все же стремятся найти другой — более душевный мир.

5 глава «Разные животные»

Животные - сюжет арт-терапии Сюжет песочной терапии

Краткое содержание

После того как наши герои ушли из каменной страны, они попали в страну, похожую на «Оазис», но только здесь были в основном ОПАСНЫЕ ХИЩНИКИ. Разве что была пара Слонов да один Олень, который все время трясся от страха.
Крокодил от страха залез на спину слона. Оттуда он увидел других ОГРОМНЫХ СТРАШНЫХ КРОКОДИЛОВ. От страха он слетел со спины слона и зарыл голову в песок, словно страус.
Была здесь маленькая собачка, которая сказала, что на самом деле здесь не страшно. Страшно только поначалу. Однако, чтобы побороть страх, они все же решили отгородиться от внешнего мира забором. Через какое-то время они разобрали забор, и пошли дальше в поисках волшебного камня.

сюжеты арт-терапии

Комментарий
В этой серии обнажился самый большой страх ребенка – социальный. Страх перед более уверенными и агрессивными одноклассниками. Новый класс представляется ребенку опасными джунглями, где Олень и маленький Крокодил трясутся от страха перед грозными хищниками и огромными зубастыми Крокодилами. И только могущественные слоны почти не вызывают опасений (скорее всего это олицетворение Учителей, которые, конечно же, никого не боятся!)
Фильм отражает реальные опасения ребенка. Ведь в новом коллективе часто начинается борьба за лидерство и признание. Оскорбления, высмеивание, обидные клички, а нередко и драки – вот арсенал, с помощью которого нередко завоевывается авторитет. Ведь через унижение других происходит самовозвышение.
Фильм помог ребенку лучше понять свои чувства и раскрыться. Кроме песочной терапии, мы сделали несколько упражнений НЛП, которые помогли стравиться со страхами.

6 глава «Страна Наслаждений»

Краткое содержание

Место, где исполняются мечты

Наши герои пришли в самое странное место, которое они видели. ЗДЕСЬ ИСПОЛНЯЛИСЬ ВСЕ МЕЧТЫ. Сова и Матрос за очередными воротами увидели волшебный камень.
И вот все вернулось на круги своя. Сова вернулась во Флигель Лицея. Матрос вернулся к своим кораблям.
Комментарий
В последней серии мы видим, что в борьбе противоречивых желаний – уйти из Лицея или остаться – победило второе. Попав в страну Наслаждений, где исполняются все желания, и где герои нашли волшебный камень, Сова захотела вернуться в Лицей. А матрос, (который олицетворял желание «уплыть» из Лицея) отправился к своим кораблям и плаваниям.
Сергей сделал свой выбор, поборол свои страхи и сумел частично адаптироваться к новой социальной ситуации, приняв ее. По словам учителя и отца, Сергей стал гораздо спокойнее, увереннее, а оценки настолько улучшились, в рейтинге класса он стал в первой пятерке.